Uzbekistan GMT +5


Sackvoyage Tour
Tashkent, Uzbekistan
31, Turgenev Str.
Tel./Fax:(+998 71) 1207250
2370191
2371145
E-mail: info@sackvoyage.uz

Sackvoyage Tour Ltd. » Country profile » Termez » Highlights

back

 
Highlights
 
Чинара в Сайробе
Говорят, горцев трудно удивить деревьями-гигантами. И все-таки чинара в Сайробе – особенная. По преданию, ей около тысячи лет. Огромный, в двадцать обхватов, ствол, шершавый весь в наплывах, могуче попирает землю, а корни его уходят глубоко, переплетаясь там с корнями горы. Так, по крайней мере, говорят старики – в далекую пору их юности они думали, что чинара стара; все они давно уже состарились, а чинара все та же… Когда-то ханские слуги спилили могучее дерево для постройки дворца. Мастерам хватило одного-единственного ствола, чтобы сделать и резные двери, и оконные рамы, и доски для настила полов. А дерево не умерло – оно пустило молодые побеги и поднялось снова. Широкая крона у него дает тень в сто двадцать квадратных метров. В огромном дупле чинары раньше помещался мактаб – школа, - двадцать учеников с учителем свободно располагались внутри ствола. Спустя несколько лет в чинаре разместился сельсовет, затем здесь была библиотека, а перед самой войной – магазин. Теперь чинару просто показывают гостям как памятник-реликт. И о чем бы ни говорили в Сайробе, непременно помянут эту чинару.
 
Природа гор Сурхандарьи
На расстоянии 205 км от Термеза на территории Сары-оссийского района расположен Сангардакский водопад. Вода падает с высоты 140-150 метров, вдоль реки растут дикие деревья: инжир (смоковница), томариски, виноград и многие другие растения. Особенно красиво выглядит Сангардакский водопад весной, летом и осенью. От Сангардакского водопада на расстоянии в 30 км расположен дом отдыха «Хандиза» в котором даже жарким летом сохраняется довольно прохладная погода. Дом отдыха расположен в живописном месте, среди обильной растительности и представляет собой любимое место отдыха для всех жителей Сурхандарьи. По дороге к Сангардакскому водопаду и дому отдыха «Хандиза» в поселке «Нелу» растет многолетняя чинара (платан) диаметром около 22 метров, под этой чинарой расположен родник с чистейшей водой, в котором обитают ядовитые рыбы под местным названием «маринки».
 
Пещера Тешик-Таш.
Неподалеку от мраморных скал на перевале Сары-Шото лежит исполинский камень с огромной дырой. Он так и зовется – Тешик-Таш – дырявый камень. Сколько же тысячелетий понадобилось ветрам и солнцу, чтобы сотворить это удивительное  чудо природы.
Сквозь огромный проем можно увидеть далекую Каршинскую степь, а обернувшись назад – почти отвесную тропинку к кишлаку Дербент. Если спустится по этой тропе, попадешь в знаменитый грот Тешик-Таш, получивший еще до войны мировую известность.
В конце тридцатых годов в Тешик-Таше работала экспедиция археологов. Эту экспедицию 1938 года, которую возглавил профессор Михаил Евгеньевич Массон, оказалась не просто удачливой, её открытия произвели в науке целую сенсацию: был обнаружен скелет мальчика-неандертальца. До этого археологи находили останки пещерного человека в Крыму, в гроте Кииб-коба, но череп был обнаружен впервые. Антрополог Михаил Михайлович Герасимов смог восстановить по нему облик далекого нашего предка. В Термезском музее имеется его скульптурный портрет: массивная голова, низкая черепная коробка, лоб с сильным наклоном, затылок приплюснут, надбровные дуги похожи на валик, крупные зубы, нет подбородочного выступа… По размерам костей, по состоянию зубов ученые определили, что скелет принадлежал девятилетнему ребенку.
Захоронение было ритуальным – в гроте нашли рога сарги (сибирского козла), расположенные попарно по кругу, кости кабана, сурка, леопарда, птиц, останки дикой лошади, которая уже давно вымерла и нигде в Средней Азии не встречается. А примитивные орудия труда – нуклеусы, обнаруженные в пещере, по форме своей и по технике обработки очень схожи с теми, что были найдены в Западной Европе, Крыму и на Кавказе. Культура того времени именуется в науке мустьерской, и открытие это подтвердило, что люди, жившие в ту эпоху в Средней Азии, ничем существенно не отличались от своих собратьев на других континентах. На всей земле в ту пору обитал человек одного и того же типа, а значит, и сам процесс исторического развития человечества на земле был един.
Работы Тешикташской  экспедиции были опубликованы в 1940 году.
По соседству с Тешик-Ташем еще один грот – Амир Темир. Добраться до него археологам не довелось: мешают осыпи. Видно было лишь высокую арчу у входа в грот – она выросла будто бы из сухой трости, воткнутой в землю Тимуром. В глубине грота, по преданию, закопана сабля Тимура. Сам грот похож на узкую расщелину в скалах.
 
Ущелье Зараутсай
В горах Байсунтау и Кугитанга живет немало легенд. Была среди них легенда об удивительной пещере, в которой будто бы остались замурованными сокровища Марко Поло. Богатые караваны проходили когда-то мимо «Железных ворот» - купцы везли парчу и ковры, серебряные кубки и лазурит, оружие хорасанских мастеров и китайский жемчуг, и если случалось такому каравану плутать в непогоду, он становился добычей промышлявших разбоем кочевников. Молва говорит, что, спасаясь однажды от погони, караванщики бросили на дороге тюки с дорогими товарами, а сами изрубили на куски верблюдов и еще теплое мясо стали примораживать к скале, чтобы взобраться по этой невероятной лестнице на отвесную скалу в пещеру и спрятать там сокровища.
Все это происходило ночью. А наутро солнце растопило страшную лестницу, люди в пещере, оставшись без еды и пищи, погибли от голода. Много прошло лет с той поры, но каждый раз после жестоких горных буранов местные жители будто бы находили внизу под скалой то серебряный кумган, то россыпь золотых монет. И еще говорили, что люди, погибшие в ней, давно обратились в духов и стали скалами, оставив на камне свои изображения, «красные рисунки», увидеть которые смертным не суждено.
Такая пещера была. Только никаких сокровищ в ней не оказалось. Зато весь свод был изрисован маленькими крылатыми человечками, птицами, зверями – быками, кииками… Ущелье называлось Зараутсай, а сам грот – Зараут-камар. Сюда-то и поднялись археологи и обнаружили, что не в одной, а в нескольких пещерах сохранились наскальные рисунки древнего человека. Рисунков было около двухсот и – что удивительно – разных по времени: от среднего палеолита (древнекаменного периода), которые появились за несколько десятков тысяч лет до нашей эры, до эпохи бронзы. Все рисунки нанесены были на скалу так называемым пустынным загаром – пожелтевшим от времени известковым раствором – на высоте человеческого роста, на изгибах к потолку. Древний художник рисовал их кисточкой, иногда просто пальцем, старался использовать естественный рельеф скалы. Краской ему служила охра, которой так богат Зараутсай. А палитра – от красновато-коричневой до лиловатой – эффектно оттенялась желто-бежевым фоном.
 
Комплекс мавзолея Аль-Хаким Ат-Термези
Лишь в одном месте стройно высится мавзолей с гробницей из глыб белого мрамора, покрытый узорами с арабскими стихами. Это могила ученого и писателя, шейха Абу-Абдаллах-Мухаммеда бини-Али бини-Хусейн ал-Хакими Термизи. Памятник, созданный талантливыми руками неизвестного художника-каменотеса IX века. Термез-ата – «отец Термеза» - называли в народе ал-Хакими и чтили как покровителя города. Прозвище же Хакими Термизи, вошедшее в средневековую восточную литературу, означает «термезский мудрец»
Сведения об Хакими Термези, которые дошли до нас, очень скудны. Он происходил из бедной семьи, и по преданию, десятилетним мальчиком, собирая в степи курай для тандыра, получил откровение и знания от явившегося к нему чудесного старца; с годами приобретал всевозрастающую славу, но жил в бедной хижине своих родителей. Он был автором многих научных трудов, переводил с арабского сочинения историков и географов. В преклонных годах он был обезглавлен вторгшимися в город врагами – это случилось в конце IX века. По-видимому, какие-то штрихи биографии Хакими Термези запечатлены в одном из его изречений: «Я не сочинил ни одной буквы по намерению, но когда для меня наступало бедственное, предопределенное судьбой время, я находил утешение в своих сочинениях». «Бедственное время» слишком часто настигало термезского мудреца.
Вплотную к мавзолею примыкает поминальная мечеть, пристроенная к ансамблю позже. Трехкупольная галерея, как бы айван, обращенный тремя открытыми арками в небольшой огороженный дворик, вымощенный в «ёлочку» кирпичом, старинные письмена на каменных стенах, остатки изразцовых плиток небесно голубого цвета, резьба по камню… Рассказывают, что Чингисхан, пораженный, этим неповторимым шедевром, повелел войску не трогать памятник, потому что создан он «не людьми, а богами…»
 
Монастырь Кирк-Киз
Когда-то Термез был большим и шумным городом, а правил им падишах, имевший сорок дочерей-девушек. Жил этот падишах, не зная забот, но однажды якобы пришел в город из далеких краев мудрец. Он спорил с муллами падишаха и победил их. И тогда муллы решили отомстить пришельцу. Они пожаловались на него падишаху, сказав, будто бы мудрец поносит веру и его надо убить. Падишах не разобравшись, повелел сжечь мудреца, а пепел бросить в Амударью. Так и сделали. Но река понесла пепел туда, где купались сорок дочерей падишаха, которые напились воды из Аму и проглотили пепел мудреца. Все девушки забеременели. Падишах страшно разгневался. Он построил большую крепость и заточил в нее всех дочерей, которые через положенное время родили сорок сыновей. Крепость назвали Кирк-киз, что означает сорок девушек. Это место зовется так и сейчас. Остатки древней тысячелетней крепости сохранились и поныне. Высокие крепостные стены из сырцового кирпича с глубокими и темными проемами, пустые глазницы окон, мощные угловатые башни…
Впоследствии сорок девушек-амазонок во главе с красавицей Гулаим мужественно оборонялись здесь от завоевателей и вышли победительницами.
Но все это лишь легенды. А в действительности крепость была просто летней резиденцией царствовавшего в IX-X веках рода Саманидов (их столица находилась в Бухаре) и строили ее вдали от городского шума и караванных дорог для отдохновения от забот, для спасения от летнего зноя.
Время не пощадило открытую всем стихиям крепость, не сохранило имен зодчих, сумевших из обычной глины создать прекрасную песню человеческому таланту. Давно осыпалась штукатурка со стен, но на сводах перекрытий остались еще следы затейливой живописи. Это был очень большой дворец с полусотней комнат, с широкими коридорами, которые вели в зал, - вероятно, гостиную мехмонхону. Когда осматриваешь руины крепости, невольно удивляешься и разнообразию кладки сводов, арок, куполов, и сложной архитектурной разработке стен, интерьеров, фризов, ниш, напусков… Ученые недаром считают Кирк-киз своего рода музеем, который повествует о поисках зодчих раннего Средневековья, о своеобразном их стиле и непревзойденном мастерстве.
 
Комплекс мавзолеев Султан - Саодат
В той же стороне, где высятся стены крепости Кирк-Киз и где размещался послемонгольский Термез, расположен ансамбль мавзолеев Султан Саодат, «царь счастья» - фамильные усыпальницы сейидов и остатки культовых зданий. Высокие глухие стены с выглядывающими из-за них куполами, массивные и в то же время стройные, кажущиеся легкими мечети, майоликовая облицовочная плитка с глазурью и причудливой многоцветной росписью… Нельзя не восхищаться руками людей, которые возводили эти дворцы и мавзолеи, их гением, их влюбленностью в жизнь, их верой в бессмертие человеческого труда.
Эта группа минаретов постройки XV века, затем XV-XVIII веков, строившиеся рядом друг с другом образовали двор. Минареты в основном состоят из комнат с плоским и куполообразным верхом. Постройки в центре с плоским верхом и двумя крыльями по бокам построены по единому проекту.
Минарет построен из обыкновенных кирпичей парами и составил красивую постройку. Стенам придана форма узорчатых кругов на опорах.
Карнизы потолков узорчатые, сверху установлено 4 купола. Особую красоту придают полоски по кругу. Термезские постройки застроены на протяжении веков и составляют оригинальный ансамбль. К ансамблю, под крышей высокого айвана, пристроены два самых старинных минарета.
Формы всех зданий просты, в основном использован обожженный кирпич.
 
Городище Болаликтепа
Крепость Болаликтепа построена в 5-6 веках крепость в 30 км к северу от Термеза. Фундамент 6 метров высотой выложен из глины в форме квадрата. Жилые здания состоят из 10 комнат, двери обращены во двор.
Крепость построена из кирпича-сырца. В каждом помещении есть специальные окошки-отверстия для стрельбы. В крепость входили и выходили через подвесной мост. Позже были достроены ещё три комнаты, специально для проведения обрядовых торжеств. В центре комнат был сделан очаг, сделанный из кирпича. Внутри комнат были найдены глиняная посуда, стеклянные изделия, тряпки, обломки музыкальных инструментов, трубка для курения – чилим и другие предметы. Найденные здесь настенные рисунки привлекли внимание ученых всего мира. Украшены все четыре стены комнаты. Изображающие прием гостей рисунки нарисованы клеевыми красками на обмазанных глиной стенах.
На переднем плане рисунка сидящие кругом мужчины и женщины. Немного позади изображены стоящие с опахалами слуги. Их фигуры изображены чуть меньшего размера.
И мужчины и женщины изображены в национальной обуви сапогах - масха. Правая сторона чапана сверху отвернута в виде ворота. На поясных платках-бельбагах висят различные украшения. Подолы чапанов и рукавов украшены. Длинные волосы женщин собраны узлом и стянуты белой тесьмой.
 
Царский буддийский монастырь Дальверзинтепа
Городище Дальверзинтепа расположено на территории Шурчинского района Сурхандарьинской области. Площадь его более 36 гектаров. Город окружен оборонительной стеной общей длиной около 2,5 км, толщиной до 10 метров и широким рвом. Стены имели башни, внутри располагались галереи и казематы, на гребнях – площадки для пращников и камнеметной артиллерии. Центральную часть города занимают кварталы богатых горожан, застроенные многокомнатными, жилыми домами с парадными помещениями и хозяйственными двориками.
Один из культовых комплексов обнаружен в загородной зоне – это руины буддийского святилища, воздвигнутого, судя по находкам монет, около 1 века н.э. Второй буддийский комплекс раскапывается в центре города и датируется 2-началом 3 века нашей эры. Эти буддийские объекты некогда были украшены глиняной и гипсовой скульптурой. Среди них – крупные статуи Будд, Бодхисатв, правителя, его наследника, вельможи, знатной дамы и других буддийских персонажей.
В северо-западной части городища раскопан храм бактрийской богини, где были найдены уникальные образцы настенной живописи с изображением жрецов и младенцев.
При раскопках на городище было найдено 11 керамических печей, свидетельствующих о наличии здесь развитого производства глиняной посуды. Изучались жилые дома. В одном из них было расположено 24 помещения. В центре находился парадный зал, в который можно было попасть через восьмиколонный айван – портик, где сохранились каменные базы. Стены воздвигнуты из сырцового кирпича и достигают иногда толщины до трех метров. Здесь имелись длинные коридоры, комнаты для жилья, хранения пищи, для слуг и отдыха.
В другом соседнем доме раскопаны около 20 помещений с большим залом, коридорами и помещениями для отдыха. В 1972 году в нем был найден клад золотых предметом и шахматные фигурки, изготовленные из слоновой кости. Раскопки, которые продолжаются вот уже более 20 лет, и полученный огромный археологический материал позволяет считать, что здесь располагается один из значительных городов Кушанской империи.
 
Комплекс в Айртоме.
Комплекс в Айртоме был открыт в довоенное время, как и Каратепе и «башня Зурмала» в старом Термезе, и изучался в послевоенные десятилетия. Раскопки были проведены там в 1933 году, на заре археологических исследований в Средней Азии. К тому же, как, стало известно, экспедиционные дневники и чертежи сгорели. Все это не позволило М. Е. Массону дать четкое представление о раскопанных помещениях. Однако общий характер зданий выявить  все же удалось.
Сооружения, раскапываемые здесь, в юго-восточной части древнего поселения, на высоком берегу Амударьи, были с трех сторон огорожены крепостными стенами с башнями, от «которых теперь остались оплывшие валы». После того как раннее здание было заброшено – дата запустения определяется I веком н.э. по трем медным монетам – одна подражание чекану Гелиокла, две другие так называемого Сотера Мегаса, - найденные в песке на высоте 70 см выше пола – его остатки были использованы в качестве платформы под новую монументальную постройку. Это было все, что осталось здесь после раскопок 1933 и 1937 г.
Но и эти остатки поздних построек дали возможность определить, учитывая результаты работ М. Е. Массона и М. И. Вязьмитиной, что в кушанское время здесь располагался комплекс, включавший буддийский храм.
На постаменте высилась раскрашенная алебастровая статуя Будды и, может быть, стояли фигуры его учеников, фрагменты этих статуй были найдены при раскопках.
 
Джаркурганский минарет
Одним из исторических памятников арабского зодчества в период существования Бактрийского царства на территории Джаркурганского района Сурхандарьинской области является Джаркурганский минарет. Кстати он является единственным памятником на котором сохранилось имя мастера, создавшего его. Он был построен Али ибн Мухаммад ас-Сараксием в 1108-1109 годах нашей эры.
В настоящее время его высота соттавляет 21,6 метра, диаметр 5,4 метра. Его первоначальная высота составляла 40 метров. Есть предположения, что он был не достроен или же наоборот разрушен.
Минарет созданный после нашествия арабов в городище Жаркурган во времена Бактрии. При постройке использованы традиции Хуросанского строительства. На фундаменте уложен в форме полукруга 16-тигранник. На уровне двадцати метров от земли на гранях есть опоясывающая по кругу надпись. Далее опять продолжены грани полукругом. Но строительство минарета по-видимому было не закончено.
Джаркурганский минарет отличается от других минаретов Мавераннахра.
По мнению учёных В.А. Шишкина, М.Е. Масона настоящая высота минарета была 40 метров, и она сдвинулась и покосилась в сторону на 1,5-2,5 градуса.
 
Царский буддийский монастырь Каратепе
Каратепе-Черный холм-всего лишь развалины буддийского пещерного монастыря, кельи которого были высечены прямо в скале.
Археологи нашли, однако, в этих кельях орнаментальные росписи и сюжетную живопись, скульптуру. Это II-IV века нашей эры. Но этот храмовый комплекс оказался не просто кушанским, буддийским. Он был еще и бактрийским. Его архитектура – всеми корнями в древней местной традиции. Это искусство долго обходилось без изображения  Будды-присутствие его обозначали символы. Например, колесо – первая проповедь Будды, начало учения. Женщина на лотосе и слон над нею – рождение Будды. Неоседланная лошадь символизировала Великий уход, когда царевич Гаутама покинул свой дворец, жену, сына и ушел скитаться по индийским дорогам в поисках истины. В истории искусства кушан не доставало живописи. И вот обломок ее обнаружен на Каратепе: фрагмент стенной росписи – Будда и монахи…
Кратепинская роспись упала когда-то со стены в одно из храмовых дворов, сверху обрушились на нее потоки глины, щебня, песка, но она не разлетелась на тысячу кусков, а только пошла трещинами да кое-где по облезла пролежав, под тяжестью завала семнадцать или восемнадцать! Реставраторам удалось скрепить трещины, восстановить поблекший красочный слой, и ученые узнали еще кое-что о том, как создавался канонический образ Будды и как постепенно исчезала в тумане символов память о бездомном философе и отважном мудреце, сказавшем однажды: «Бедные и униженные, богатые и знатные – все равны…»
 
Мавзолей-Мечеть Имама Термези.
Недалеко от города Шерабада в средней части сельского кладбища расположен мавзолей – мечеть Имама Термези, человека, который заслужил признание тем, что проповедовал ислам среди мусульман. Это памятник XI-XII века. Издревле это место было святым местом паломничества для мусульман. Полностью имя святого Абу-Асо Мухаммад бин Исо ибн Савра бин Мусо бин аз Заххак аз-Зариф ат-Термезий ал Буги.
Он был одним из великих людей в исламском мире, создал бесценные произведения по истории и другим наукам.
Имом Термези появился на свет в 824 году в кишлаке Буг, расположенном в 6 км к северу от города Термеза. С юных лет он начал изучать труды великих учёных людей Самарканда, Бухары, Мерва. С 850 года начал путешествовать по различным странам и городам исламского мира, в частности по Хоросану, Ираку и многим другим, где общался со знаменитыми людьми своего времени.
Имом Термези был самым знаменитым среди последователей и единомышленников, собравшихся вокруг Имама Бухари, проживающего в городе Нишопуре. Имам Термезий на основе собранных хадисов (научных данных включающих в себя знания о жизнедеятельности пророка Мухаммада, его вере и нравственных качествах) создал ряд произведений. Из их числа «Сунани Термезий», «Китоб Ислам», «Китоб ат-тарих», «Китоб аз-Зухд» и другие.
 
Крепость Кампыртепа
Крепость 3 век до н.э. – 2 век до н.э.
Кампыртепа расположено на правом берегу Амударьи, в 1,5 км к западу от крепости Шуроб на территории совхоза «Правда». Занимает высокую лессовую террасу, изрезанную сетью оврагов и ложбин, образующих в ряде мест подобие «цирков». Поселение состоит из крепости и неукрепленной части, расположенной с западной и восточной стороны от крепости. Общая его протяженность с запада на восток 750 м, с севера на юг – 200-250 м. Крепость состоит из цитадели и жилой части. Обведена мощной крепостной стеной шириной около 5 м с внутренней галереей. Цитадель находиться в центре крепости, с южной стороны она частично смыта. В юго-восточном углу находятся ворота. Цитадель обведена стеной из сырцового кирпича шириной около 5м и окружена рвом шириной до 10 м. Внутри она целиком застроена разно-функциональными помещениями, объединёнными в четыре крупных блока, разделенных коридорами. Неукрепленная часть поселения занята в основном погребальными комплексами. В её северо-западной части на площади 0,5 га располагаются десять погребальных зданий, сложенных из квадратного сырцового кирпича. В восточной части находиться ещё одно погребальное сооружение прямоугольного плана. Оно состоит из трёх зданий, отделенных друг от друга проходами. В этой же части поселения открыта круглая керамическая печь.
 
Все исследования установили основные периоды обживания поселения:
  1. 3-2 века до н. э. – возникновение крепости в южной части поселения на месте будущей цитадели – возможно, что большая часть поселения Греко-бактрийского периода смыта Амударьёй.
  2. 2-1 века до н.э.  – частичное обживание поселения, прослеженное только на  месте цитадели.
  3. 1-2 века н.э. – расцвет поселения. Создание мощной крепости, оформление  её структуры.
  4. 2-начало 3 века. н.э. – гибель крепости. Использование башен крепостной стены для погребения.
Весьма разнообразны находки предметов материальной и художественной культуры. Это и фрагменты керамики с характерным венчикообразным венчиком, монеты Евтидема, Евкратида, Деметрия, бронзовое подражание чекану Гелиокла. Изелия из железа, клад бронзовых зеркал, весы, зернотерки. Уникальная деревянная статуэтка божества в коническом головном уборе, в коротком кафтане с складчатых шароварах, заключенная в серебряный футляр. Обнаружено около двухсот монет кушанских царей: Сотера Мегаса, Кадфиза II и Канишки, в том числе четыре клада. Данные материалы хранятся в  Музее Института искусствознания им. Хамзы. Кампыртепа является одним из наиболее изученных поселений Северной Бактрии кушанского времени.
 
Древнее городище Джаркутан
Сегодня достаточно письменных и археологических источников, обосновывающих историческое прошлое нашего государства, начиная с глубокой древности.
В результате многолетних раскопок был собран богатейший археологический материал, доказывающий, что Джаркутан – самый древний город на территории Узбекистана.
Более двухсот лет прожили земледельцы в Саппалитепа. Со временем его население увеличилось, и часть саппалитепинцев начала осваивать новые земли. Так недалеко от современного Шерабада появилось новое поселение. Руины этого древнего поселения называли Джаркутаном. Как показали археологические исследования, оно возникло три с половиной тысячи лет назад.
В планировке поселения уже прослеживаются первые признаки города. Джаркутан был разделён на две части – Арка (цитадель – административная часть – место пребывания правителя) и шахристан (жилые массивы, ремесленная часть, храм). Внутри цитадели имелось святилище (ранний храм).
По мнению учёных-историков, в середине 2 тысячелетия до н.э на основе развития древнеземледельческой культуры начался процесс перехода к ранней государственности.
В мировой науке существуют параметры, определяющие статус городов-государств. Это плотность населения на определенной территории, укрепление этой территории оборонительной стеной, возведение зданий для зажиточной части населения, дворцового здания правителя в центре города, наличие храмового комплекса-центра религиозной жизни, наличие символа и знака – герба и печати города. Всем этим параметрам и соответствует Джаркутан.
При раскопках одного из строений в цитадели было обнаружено строение, связанное с обработкой металла. Это особый редкий случай в археологической практике, когда вскрывается целый комплекс бронзолитейного производства. Эти печи в отличие от других простых металлургических очажков оказались с более сложной конструкцией.
Подобное производство по выплавке металла было большим достижением для  первобытного строя, его вполне можно назвать металлургическим заводом бронзового века, ведь в двух таких печах одновременно можно было выплавлять около 25-30 кг чистой бронзы.
 
Хаким ат-Термизи (12-15 в.в.)
Архитектурный комплекс, расположенный на территории Старого Термеза, сложившийся на протяжении веков у освященных временем могил.
 
Султан Садат (13-14 в.в.)
Мемориально-культовый комплекс является фамильной усыпальницей термезских сейидов.
 
Ханака Кырк-Кыз  (6-11 в.в.)
Это здание располагалось в западной части Термеза и представляло собой квадратное здание (54х54м), с мощными угловыми башнями. Сейчас развалины Кырк-Кыз, окруженные полями, напоминают неприступный замок. Но это впечатление обманчивое. Здание внутри четко распланировано.
 
Фаязтепа-1 в.н.э.
Этот монастырь имеет четкую прямоугольную планировку (размеры 117х34м) с точно выделенной трехчастной структурой: в центре -храмовая часть с центральным двором; с востока примыкает монастырская часть, с запада - хозяйственная. Подобная планировка является типичной для буддийских наземных монастырей (вихар). 


"Once you have become the companion of the road,
it calls you again. The road lies outside the door
of your house full of charm and mystery".

Graham, Stephen
Through Russian Central Asia (1916)